Логотип МООАГО

Межрегиональная общественная организация
«Астрономо-геодезическое объединение»

скрыть или развернуть боковое меню

Любительский шлифовально-полировальный станок

Идея постройки небольшого шлифовально-полировального станка пришла группе любителей телескопостроения в благодатный период существования отделения телескопостроения при МО ВАГО. Тогда, в дорогом сердцу подвале на Садово-Кудринской 24 в Москве, собиралось полтора десятка человек находивших удовольствие в весьма "экзотическом" занятии. К тому времени (речь идет о 1988-94г.) грязный подвал превратился усилиями энтузиастов в настоящую оптическую мастерскую с отделением для обдирочных работ, полировочной и "теневой" комнатами. Обдирка осуществлялась на вертикальном шпинделе собственного изготовления (весьма удачной конструкции, прослужившем верой и правдой при обработке множества зеркал). Полировка велась на профессиональном шлифовально-полировальном станке ПТ-35 имевшем три шпинделя и обеспечивавшим все многообразие необходимых движений. Наличие в полировочной комнате благоприятного температурно-влажностного режима и отсутствие сквозняков позволяло с успехом вести полировку самых разнообразных оптических поверхностей. Жесткая теневая скамья с самодельным совершенным теневым прибором, а также множество вспомогательного инструмента необходимого для измерительных работ, шлифовальники и наклеечники, заводские полировальные смолы и абразивы, стеклянные заготовки различных размеров и марок (мечта любителя!) дополняли картину общего благополучия. В одном из углов обдирочной комнаты долгое время стоял без дела самодельный полировальный станок, относившийся к раннему периоду существования отделения телескопостроения и изготовленный тогда еще простым любителем телескопостроения, а ныне оптиком-профессионалом высокого класса Андреевым Е.Е.

Рама, добротно сваренная из уголка № 45, несла на себе две горизонтальные полки. На нижней располагался трехфазный электродвигатель, запитанный через конденсатор от бытовой сети с напряжением 220 вольт и редуктор "случайного происхождения". На верхней был вмонтирован вертикальный шпиндель, кривошипно-шатунный механизм позволявший регулировать вынос, и поводок с хоботом регулируемой длины установленный на отдельном вертикальном шпинделе. Привод всех элементов осуществлялся ременными передачами через шкивы разных размеров. Конструкция рамы позволяла закрыть рабочее пространство полиэтиленовой пленкой со всех сторон, дабы избежать сквозняков. Центральный шпиндель и "хобот" имели зависимый односкоростной привод, т.е. регулировка скоростей вращения и возвратно-поступательного движения была невозможна. В целом, конструкция была наделена всеми возможными недостатками в той или иной степени характерными для любительских самодельных станков: отсутствием независимой регулировки скорости вращения шпинделя и качалки; недостаточной жесткостью узлов; значительными шумом и вибрацией; отсутствием корыта для сбора продуктов полировки со сливом в отдельную емкость; невозможностью обеспечения малых движений (что связано с большими люфтами в сочленениях); большим неудобством при регулировке выноса или расстояния между центром шпинделя и поводком, когда всякий раз приходится брать в руки гаечные ключи. Тем не менее, несмотря на вышеизложенное, станок позволял с удивительной легкостью получать сферы диаметром порядка 120 - 150мм в холодной обдирочной комнате.

Обычно же его использовали для обучения подрастающего поколения (пионер Василий). Кстати сказать, Василий Захаров к настоящему времени успел поступить в Московский Университет на физико-математический факультет и даже благополучно закончить его - да... летит времечко! Теперь Василия можно иногда встретить на ИНАСАНе, где он возится с автогидом и самопальной программой управления телескопом. А совсем недавно Василий вышел на связь из Германии, где он пару ближайших лет будет проходить практику на одной из обсерваторий. И вот, наконец, по прошествии изрядного количества времени, трое аматоров (скорее из любви к искусству, чем по необходимости) взялись за посильное совершенствование данной конструкции.

любитель астрономии Василий Захаров

Прежде всего, пришлось отказаться от идеи использования трехфазных двигателей в силу сложности разработки изготовления и наладки так называемых тиристорных блоков, необходимых для регулировки скорости их вращения. Подобная работа под силу весьма квалифицированному электронщику, которого среди нас не оказалось. Пришлось пойти по более простому пути... (описание электротехнической стороны мы здесь умышленно опускаем из опасения, что повторить нашу схему питания движков постоянного тока на ЛАТР-ах возьмется какой ни будь юный начинающий любитель - латры могут представлять реальную опасность для жизни, - при не надлежащем выполнении монтажа автотрансформаторов в блоке управления. Те из читателей, кто захочет узнать подробности по конструкции и монтажу электрической схемы, должны будут списаться с нами по эл. почте). Таким образом мы получили возможность независимой регулировки скоростей вращения центрального шпинделя и возвратно-поступательного движения поводка в достаточно большом диапазоне при сохранении надлежащей мощности. Теперь необходимо было переработать конструкцию рабочего стола. Конструкция кривошипного-шатунного механизма , хобота и поводка полностью повторяет соответствующие элементы станка ПТ-35 (в уменьшенном размере). Замечательные удобство и простота этой схемы видны из рисунка:

схема любительского шлифовально-полировального станка

Разумеется только соответствующее изготовление всех элементов в металле позволило бы сохранить отличные свойства схемы. Эту работу блестяще выполнил один из старейших членов клуба Казьмин В.Н., собственноручно выполнив токарно-фрезерные и сварочные работы. Откидывающееся треугольной формы основание "хобота" позволяет легко и не останавливая станка переходить в режим ручной полировки или снимать зеркало на контроль (при полировке - зеркало сверху). Специальные ручки позволяют отказаться от использования гаечных ключей при регулировках. В поверхность рабочего стола вмонтирован армированный металлом стеклопластиковый съёмный таз специальной формы, со стоком через резиновый шланг.

Он обеспечивает возможность смывать с изделия отработанный абразив прямо в процессе шлифовки. Этот самый таз, по видимому, оказался самым дорогим элементом конструкции - на его изготовление было израсходовано просто невероятное количество эпоксидного клея, стеклоткани и труда. Рама станка была укорочена по длине и полностью удалена верхняя часть, служившая для укрепления полиэтиленовых стенок. Как показывает опыт, процесс полировки сколько-нибудь сложных поверхностей не терпит небрежного отношения к внешним условиям и полиэтиленовые стенки вряд ли могут помочь поддержать в пределах рабочего стола необходимую температуру и влажность. Общий вес станка составляет около 120 кг - его можно переносить вчетвером или вдвоем, если снять блок управления и кривошипно-шатунный механизм.

Станок изготовлен в соавторстве Казьминым Виктором Николаевичем, Горбуновым Фиделем Викторовичем и Суворовым Владимиром Владимировичем.